В Стандартах второго поколения под проектной задачей понимается “задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (“продукта”)...” В пособии для учителя “Проектные задачи в начальной школе” под редакцией А. Б. Воронцова итог решения проектной задачи рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, “это нематериальный “продукт” - качественное изменение самого ребёнка и группы детей. С другой стороны, это реальный “продукт”, созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить своей отдельной жизнью”.
В словаре С. И. Ожегова одно из значений слова “продукт” определяется так:
1. Предмет как результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования).
И хотя реальный продукт не является самоцелью, очень важно, чтобы результат (предмет) детского труда был востребован и по окончании проекта.
Как создавать продукты в сетевых проектах, чтобы их можно было использовать?
Во-первых, продукт должен не только создаваться всеми участниками проекта, но и отвечать запросам всех участников, а не отдельного класса или группы, чтобы в дальнейшем его можно было использовать, например, для решения поставленных учебных задач. Смею предположить, что такое возможно при условии, что проектные задачи связаны с учебными темами, в частности, по предметам начальной школы.
Во-вторых, при создании продукта очень важно учитывать такой критерий как “авторство”. Продукт должен быть уникальным, но если при его создании используются первоисточники, то нужно корректно перерабатывать информацию, обязательно указывая ссылки на источники. Только при этом условии его можно использовать в дальнейшем.
В-третьих, в реальной жизни с удовольствием используется качественный продукт. Качественный продукт в ходе проекта можно получить, например, при условии использования листов самоконтроля, которые предлагают понятный план действий, и бланков с критериями для оценивания готового продукта. Критерии оценивания должны быть представлены участникам заранее.
В-четвёртых, для создания и размещения итогового продукта в сетевом проекте нужно учитывать безопасность и относительную стабильность веб-сервисов, которые используют участники проекта. Предусмотреть это возможно, если организатор проекта хорошо ориентируется в виртуальной среде. Хотя, считаю, что предвидеть, будет ли этот сервис работать через несколько лет в таком же режиме, как сейчас, достаточно трудно.
В-пятых, очень важно на какой площадке создаётся (или размещается) продукт. С этой точки зрения сайт Nachalka.com - доступный и безопасный для детей контент.
И, наконец, чтобы к проектному продукту вернуться не один раз, его должно быть удобно искать. В этом, например, может помочь подбор ключевых слов при размещении продукта.
Так же хочется отметить одну из проблем использования интернета в современной школе. К сожалению, доступ ко многим веб-сервисам и сайтам блокируется, поэтому иногда к проектному продукту нет доступа.
Здесь можно отметить преимущество Google-диска, так как документы, расположенные на нём всегда доступны.
Далее хочу остановиться на реальных продуктах, создаваемых в сетевых проектах на сайте Nachalka.com
В проектах решаются практические проблемы, поэтому результатом являются коллективные продукты, которые могут использоваться в дальнейшем (в школе, в жизни). Использовать их можно как ученикам, так и учителям.
Как координатор команды я хочу отметить несколько, на мой взгляд, интересных проектных продуктов, в создании которых мы принимали участие, и описать их преимущества с точки зрения дальнейшего использования.
В проектах участвуют команды из разных регионов России, поэтому в некоторых из них можно найти информацию, связанную не только со своим краем, а, значит, представлять объект изучения шире.
Карта “По музеям и выставочным залам”, созданная в проекте “В мире прекрасного” позволяет провести виртуальные экскурсии по музеям разных городов России. К этой карте полезно вернуться на уроках окружающего мира и для того, чтобы узнать о музеях своего города. Также интересно проанализировать, в музеях каких городов есть картины известных художников. При размещении информации используются стабильные инструменты - Google-карты и Google-презентации, а также сервисы Slideboom и Calameo
“Энциклопедия Мойдодыра”, созданная в рамках проекта “Невидимки в нашем доме”, поможет ответить на многие учебные вопросы по предмету “Окружающий мир” по теме “Бактерии”, а также темы, связанные со здоровым образом жизни. Продукт очень удобно использовать, так как “Энциклопедия” создана в форме коллективной презентации и встроена на отдельной странице Началки. Информация изложена доступным для детей языком, к небольшим текстам есть детские иллюстрации или фотографии. На последнем слайде (странице) - содержание. Для создания Энциклопедии использован стабильный инструмент - Google-презентации.
С первоклассниками мы участвовали в создании Энциклопедии игрушек в рамках проекта “Путешествие в Игромир”. Этот коллективный продукт состоит из презентаций (Google-презентации) команд, каждая из которых расположена на отдельной странице сайта Nachalka.com, но поиск будет достаточно удобным, так как страницы команд расположены друг за другом. Хочется отметить, что по окончании проекта несколько ребят сделали игрушки, используя инструкции из презентаций команд-участников. В дальнейшем можно использовать этот материал на уроках технологии и окружающего мира.
Ещё один пример энциклопедии, в создании которой мы принимали участие - коллективная энциклопедия “Жилища народов мира”. Странички этой энциклопедии - это тоже отдельные страницы команд, но удобство поиска состоит в том, что ссылки на них расположены на коллективной карте “Дома народов мира”. Тексты-статьи о жилищах составлены по одному плану, авторские, язык доступный для детей, даны ссылки на первоисточники, можно рассмотреть модель дома, созданную руками детей. Ещё одно из преимуществ этого продукта в том, что на каждой странице энциклопедии есть тренажёр-кроссворд, который позволит проверить свои знания после чтения статьи.
Как учитель я не раз использовала продукты сетевых проектов Началки на своих уроках. При подготовке к библиотечному уроку по сказке Д. Родари “Путешествие на Голубой Стреле” пригодились фотороботы (словесные описания) героев сказки, которые были созданы в одноимённом проекте. С использованием фотороботов была составлена викторина, в которой с удовольствием принимали участие ученики.
При подготовке к уроку окружающего мира по теме “Здоровая пища” были использованы итоговые материалы проекта “Азбука питания”.
В этих проектах мои ученики не принимали участие, но сама я внимательно следила за их ходом.
Из проекта “Моя семья - моё богатство” на уроках ОРКСЭ в 4-х классах мною использовались презентации о традициях. В этом проекте, по моему мнению, был ещё один замечательный продукт - сборник пословиц о семье, иллюстрированный детскими рисунками, но, к сожалению, использовать его невозможно: страницы, созданные в Stixy.com не открываются.
Один из последних наших проектов с четвероклассниками “Вперёд, за временем!” познакомил нас с ещё одним интересным вариантом коллективного продукта, к которому есть желание вернуться обязательно. Это задачник по теме “Время”. Задачи в нём расположены по разделам, что облегчает выбор для подготовки к уроку.
Во втором классе для привлечения к внеклассному чтению планирую использовать сборник аннотаций к произведениям В. Бианки “Любимые книги”, созданный в проекте “Чей нос?”. В школьной библиотеке найдётся не одна из тех книг, которые рекомендованы в аннотациях.
При разработке проекта в Летней Мастерской-2015 в соавторстве с Бондаренко Е. Ф. мы планируем, что итоговым продуктом будет Литературный календарь, в котором будут размещены ссылки на буктрейлеры (небольшие видеоролики, рассказывающие о какой-либо книге). Так как цель таких роликов - привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств, а цель нашего проекта - привлечение к чтению, велико желание, чтобы этот продукт было интересно не только создавать, но и использовать в дальнейшем.
Рассмотрим, каким критериям он соответствует.
1. Видеоролики рассказывают о произведениях, которые включены в Дополнительное чтение по разным программам для учащихся 4-5 классов.
2. Он создаётся коллективно командами-участниками, является авторским продуктом.
3. Качество продукта будет достигаться с помощью инструмента “Критерии оценивания итогового продукта”.
4. Для создания продукта используется Google-календарь, который является не только стабильным инструментом, но и удобен для размещения и поиска размещённой информации.
5. Для хранения видеороликов планируется использовать YouTube и настройки безопасного просмотра.
6. Итоговый продукт предполагается разместить на безопасном для детей контенте - сайт Nachalka.com
Чтобы и учителя, и ученики могли использовать материалы итоговых продуктов сетевых проектов Началки, они должны хорошо ориентироваться на этом сайте, иметь информацию о наличии таких продуктов и об их размещении.
Как узнавать о новых продуктах, созданных в сетевых проектах?
В этом плане в выгодном положении находятся участники проектов. Участвуя в создании коллективного продукта, они имеют полную информацию о нём. Но даже при этом учитель может напоминать, что создано, как это найти или где это находится.
Что же касается тех, кто не участвовал в отдельных сетевых проектах или впервые приходит на Началку, найти какую-либо информацию возможно благодаря клавише “Поиск”. В данном случае удачный поиск будет связан, как и в других поисковых системах, с точным подбором ключевых слов.
Думаю, что помочь в поиске продуктов, созданных в сетевых проектах, можно следующим образом:
по окончании проекта “рекламировать” созданный продукт в течение какого-то времени, размещая ссылку на него под баннером проекта;
создать в разделе “Сетевые проекты” дочернюю страницу со ссылками на названия коллективных продуктов.
В практическом пособии И. С. Сергеева “Как организовать проектную деятельность учащихся” продукт проектной деятельности определяется как “разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы… Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От её решения зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, а предложенные решения – полезными”.