Как разработать задания, исключающие нарушение чужих авторских прав?

При работе учителей и учащихся в сетевых учебных  проектах часто возникает проблема организации ответственного использования Интернет. Детям, да  и взрослым гораздо проще не думать самим над поставленной задачей, а сразу взять готовое решение в интернете. Очень точно описывает данную ситуацию Ирина Лукьянова: «…на родительском собрании учитель русского языка сказал: это поколение не ищет ответов. Ответы у них появляются раньше, чем они сформулировали для себя вопросы...». Бездумное использование интернет ресурсов влечёт за собой нарушение чужих авторских прав. Поэтому, считаю, что одна из главных задач учебного проекта – создать уникальный творческий продукт. Значит, важно разработать такие задания для участников проекта, которые не имели бы простых, известных решений, исключали бы использование чужих авторских материалов.

Необходимо подготовить проектные задания, при выполнении которых возможно: сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за природным, физическим, социальным явлением, проведение опытов… Задания должны быть интересны детям, соответствовать их возрасту. Использовать задания, которые требуют самостоятельного выполнения (фото, видео-аудио файлы, рисунки).

Приведу в пример некоторые задания:

  • На сервисе LearningApps.org  можно создавать интерактивные модули с заданиями или использовать уже готовые. Есть возможность составлять кроссворды, пазлы, тестовые задания, викторины, дидактические игры (восстановление порядка в терминах или понятиях, сортировка по группам…), работая с которыми, учащиеся не будут использовать чужие материалы.
  • Можно структурировать информацию, представляя ее в виде схем (построить родословное дерево, составить классификацию живых организмов, «дерево идей»). В этом помогут сервисы: Mindmeister.сom, Bubbl.us, SpiderScribe.net.
  • Составлять пошаговый отчет в проведении эксперимента или исследования проводимого в рамках этапа проекта (фотоотчёт с комментариями), создавая линейку времени, события на сервисе dipity.com.
  • Собирать мозаику из слов, поэтический калейдоскоп на сервисе Imagechef. Этот инструмент позволяет объединить тексты, символы и фотографии.
  • На сервисе Panoramio создавать общую карту участников проекта.
  • Создавать различные диаграммы на Cacoo.com .
  • Выполнять рисунки в он-лайн редакторе Odosketch.   
  • Генерировать ребусы на сайте Ребус№1.
  • С помощью форм Google можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты.
  • Совместно с учащимися заполнять Google таблицы  по заданной теме, например при анализе объекта, процесса, явления.

Чтобы не было нарушений авторских прав при создании проектного продукта, важно чётко прописывать это условие в критериях оценивания продукта. Давать такие задания, которые полностью исключают возможность копирования любого уже готового текста (кластер, синквейн, формулирование вопросов, рассказ с продолжением…). В инструкциях рассматривать различные способы оформления продукта, исключающие нарушение чужих прав.

Но если всё же в задании неизбежно использование авторских материалов, необходимо разрабатывать подробные инструкции по оформлению ссылок.

9.85714
Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.9 (7 голосов)
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru